2011-10-25 | Самоед- красота нечеловеческая

Он нахально поцеловал меня на первой же минуте знакомства. Наглец был необыкновенно хорош - весь такой белый и пушистый и к тому же уникальный: равных ему в Татарстане нет, а по России - еще поискать надо. Он обрушил на меня море нечеловеческого обаяния.

Ладно, хватит интриговать. Смачный "поцелуй" мне влепил, ловко подпрыгнув, белоснежный кобель по кличке Талисман редкой, исконно русской породы - самоедская собака. Но, как и все современные российские "самоеды", он происходит из Англии: туда их 90 лет назад вывезли в "эмиграцию" бежавшие от большевиков заводчики.

- Вы не пугайтесь, когда они на вас навалятся, - предупредила хозяйка Талисмана, его сыновей Ветра и Бахуса и дочки Гиты Евгения Исламова, открывая вольер. - Они очень общительные и ласковые, а укусить человека просто не способны. У них агрессия к людям считается одним из очень серьезных пороков. Этих северных собак вывели ненцы, они ходят во льдах в упряжке, там всякое может случиться. Например, провалится упряжка под лед, человек погибнет, а собаки уцелеют. Значит, они должны дружелюбно отнестись к любому, кто их найдет.

Собаки ластились к нам с фотокором, а Женя перечисляла их удивительные качества. Если человек ложится на снег, они ложатся рядом и прижимаются - греют, таков инстинкт. Они вообще всех греют - подобранный Исламовой несколько лет назад кот Котейка предпочитает ночевать не на диване для офиса в коттедже, а в вольере на улице даже зимой, хотя очень любит тепло. Дома-то диван надо своим телом нагреть, а от друзей исходит такое тепло - кот развалится на собачьих спинах, зароется в мех и засыпает. Утром хозяева выйдут, псы вскочат, кот с чьей-нибудь спины скатится, хлоп-хлоп круглыми голубыми глазами.

Самоеды очень своеобразно лают: подвывают, тявкают. Они очень разговорчивые, общительные. Роют ямы, как кроты, особенно летом: когда жарко, закапываясь во влажную землю, охлаждаются. Шуба у них дивной красоты и редкостной структуры - шерсть, подобно медвежьей, не имеет запаха. Вообще не имеет, то есть эти псы псиной не пахнут. А их мех, плотный, густой, служит надежной защитой как от лютого холода (собаки выносят морозы до минус 60), так и от жары (отличная теплоизоляция плюс белый цвет, отражающий солнечные лучи). Правда, говорит Евгения Исламова, в самые жаркие дни ей все равно приходилось занавешивать сетку вольера от солнца одеялом, а стены, крышу и пол поливать водой из шланга, чтобы питомцам легче дышалось.

Талисман, по-домашнему Тобик, появился в ее семье три года назад. Он - подарок: симпатичного полуторагодовалого пса редких кровей привез из Питера родителям Жени знакомый. Но пожилые люди вскоре стали уставать от невероятно общительного и активного дружка и вручили его дочке-ветеринару с просьбой отдать в хорошие руки. Но по рукам Тобик, к счастью, не пошел - остался в семье. Женя сходила с ним в клуб, и опытные собачники пришли в восторг от статей ее питомца. Выправили Талисману паспорт, и стал он ездить по городам и весям - по выставкам и на вязки как знатный производитель. Теперь он чемпион России и победитель пяти международных выставок в своем классе. Его сын Ветер - тоже чемпион России.

Разведением, а вернее восстановлением исчезнувшей в России породы, Исламовы занимаются потому, что иначе просто уже не могут. Женя - из породы ветеринаров-"айболитов", она очень ответственная и добрая. За спасение больного животного борется до последнего, всяких приблудышей лечит и пристраивает. Иногда подбирает и несет в дом, как подобрала когда-то Котейку, а недавно - дворняжку Клепу. Но с беспородными питомцами проще, для них главное, чтобы были сыты-здоровы, а разводить "самоедов" - большая ответственность. Их по стране немного - есть заводчики в Москве, в Питере, в Чебоксарах, куда Талисмана возили "жениться". Вязать близких родственников нельзя, так что на собачьи свадьбы приходится кататься, как и на выставки, за тридевять земель.

- Знаете, содержать таких собак дорого и трудно. Муж шутит, что только на них и работаем, - говорит Женя. - Корма в месяц уходит два двадцатикилограммовых мешка. Цена "самоеда" до кризиса в Москве доходила до 60 тысяч рублей, в Казани - до 35, но сейчас цены упали. А расходы растут. Жжем бензин немерено - ездим на выставки на старенькой "семерке", потому что поезд собаки не переносят, там жарко. Один раз поехали, так всю ночь по очереди с мужем спали стоя в тамбуре с Тобиком. Но мы нашим собакам благодарны: столько замечательных мест объехали, столько всего повидали - Краснодар, Урал, Черное море! А еще мы хотели устроить этой зимой гонки на собачьих упряжках: в Казани кроме наших есть еще ездовые собаки - хаски, маламуты, чау-чау. Будет жаль, если снега не будет и ничего не получится.



Вернуться в раздел


Hosted by uCoz