2012-02-11 | Цены всякие нужны, цены всякие важны

В Госдуме состоялся «круглый стол» на тему: «Законодательное обеспечение государственного регулирования ценообразования на товары и услуги», организованный фракцией КПРФ.

В работе «круглого стола» приняли участие 287 человек, среди них – депутаты Госдумы, региональных законодательных и местных органов власти, представители заинтересованных министерств и ведомств, главы областей и районов, ученые, представители общественных организаций, журналисты.

Открыл заседание заместитель председателя Комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии Владимир Кашин, который владеет компанией по производству стульев в рекламе которых говорится что для профилактики простатита эта мебель подходит идеально. Во вступительном слове заместитель Председателя комитета Госдумы по природным ресурсам и природопользованию В.И. Кашин отметил, что во всех развитых странах уделяют большое внимание вопросам государственного регулирования тарифов и цен, и только Россия среди всех стран стоит особняком. В.И. Кашин привел много примеров, когда цены на те или иные товары намного превосходят их себестоимость, что приносит баснословные прибыли нечистоплотным бизнесменам и ложится тяжелым бременем на население. К примеру, в Иране цена одного литра бензина – 3 рубля, в Венесуэле – 1 рубль 30 копеек, а в России – 28 рублей. При этом мы сами являемся импортерами нефти. Он отметил, что в обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству.

«Наиболее остро в настоящее время стоит проблема государственного регулирования потребительских цен и тарифов. Класс предпринимателей рассматривает государственное вмешательство в экономические процессы как помеху своей деятельности. В государстве до сих пор не создан единый орган исполнительной власти, отвечающий за разработку и реализацию ценовой политики. Не существует и единой законодательной базы в вопросах ценообразования. Давайте решим проблему государственного монопольного плана. Заберем производство водки и табака в лоно государства, как это было при царе, в советское время. Дефицит бюджета можно решить и за счет этого», - отметил В. Кашин.

Приведем выдержки из его выступления:

В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. В современных условиях все развитые страны осуществляют регулирование национальной экономики с различной степенью государственного вмешательства. Россия стоит в этом ряду особняком, придерживаясь либеральной модели развития, уповая на то, что рынок все отрегулирует. … Но уместно напомнить, что не все сферы подвластны рыночному регулированию. Взять хотя бы общественные товары, т.е. товары и услуги, которые потребляются коллективно, например, национальная оборона, образование, транспорт, здравоохранение и т.д. Кроме того, вне рыночного регулирования находятся проблемы справедливости и равенства. Рыночное распределение, которое справедливо с точки зрения законов рынка, как видим, приводит к неравенству доходов, расслоению общества, социальной незащищенности.…

Цены должны являться объектом постоянного внимания и регулирования со стороны государства. Цены - это одна из критических точек экономической и социально-политической жизни, где сталкиваются интересы потребителей и производителей, импортеров и экспортеров. Цена - это сильнейшая экономическая категория. В нормально функционирующей экономике она активно участвует в решении многих экономических, социальных, политических задач. Роль цены, ее место в экономике проявляется через ряд функций. Таких как измерительная функция. В этом качестве она выступает, как количество денег (или других товаров и услуг), уплачиваемое и получаемое за единицу товара или услуги. Учетная функция - как денежное выражение общественно признанных затрат труда и его полезности. Регулирующая функция - как инструмент регулирования экономических процессов: уравновешивает спрос и предложение, увязывая их с денежно-платежной способностью производителя и потребителя. Стимулирующая функция – как стимул к применению наиболее экономичных методов производства и наиболее полному использованию ресурсов. Перераспределительная функция – как инструмент перераспределение доходов. Другими словами, перераспределительная функция цен означает, что с помощью цен осуществляется перераспределение вновь созданной стоимости между отраслями, секторами национальной экономики, районами страны, социальными группами и тем самым происходит регулирование доходов отраслей, предприятий, населения. Перераспределение доходов через цены должно осуществляться через уровень цен, их структуру, соотношения цен на различные виды продукции добывающих и обрабатывающих отраслей, продукции сельского хозяйства и промышленности. Что касается сельского хозяйства, то сегодня через диспаритет цен на промышленную продукцию, энергоносители и сельскохозяйственную продукцию из аграрного сектора экономики выкачиваются миллиарды рублей крестьянских денег.

При государственном участии в выполнении перераспределительной функции розничная цена несет весомую социальную нагрузку: через систему розничных цен можно создать благоприятные условия для потребления товаров, услуг, связанных с просвещением, воспитанием детей, лечением, способствовать повышению жизненного уровня отдельных социальных (и прежде всего, социально незащищенных) групп населения.

Сегодня в мировой практике развитых государств используются самые разные формы государственного регулирования цен. Среди них:

- замораживание цен;

- установление фиксированных цен и тарифов;

- установление предельного уровня цен;

- установление предельного уровня рентабельности;

- установление предельного уровня торговых надбавок;

- декларирование цен;

- установление рекомендательных цен по важнейшим видам продукции и т.д.…

Существует простой способ, чтобы понять, переплачивает или нет наше население за услуги естественных монополий. Для этого достаточно сравнить долю расходов на коммуналку в бюджете средней российской семьи и средней иностранной.

Итак, в США и большинстве стран ЕС доля расходов на все коммунальные услуги, включая оплату газа, отопления, воды и электричества, не превышает 9% общего дохода семьи. 80% семей отдают за «коммуналку» от 4 до 6% своего дохода.

В России 40% россиян тратят на оплату коммунальных услуг более четверти семейного дохода. Каждый седьмой житель нашей страны отдает за квартиру от половины до трех четвертей заработка. Выходит, средняя российская семья платит за услуги ЖКХ в 2-7 раз больше, чем должна бы по мировым меркам.

Конечно, в США и ЕС семейный доход заметно выше российского - в среднем по стране он составляет 5 тыс. долл. в месяц. В пересчете на наши деньги, коммуналка влетает европейцам и американцам в 5-9 тыс. руб. в месяц. Получается, что при несопоставимых зарплатах, цены на услуги - очень схожи с нашими. А значит российские монополии, особенно все их руководители, живут «по-американски». При этом население обдирают нещаднее, чем в самых вороватых странах Африки.

***

В ходе обсуждения выступили руководитель подкомитета по контролю за госкорпорациями комитета по финансовым рынкам А.В. Багаряков, заместитель председателя комитета Госдумы по бюджету и налогам С.И. Штогрин, заместитель руководителя фракции КПРФ в Мосгордуме А.Е. Клычкова, заместитель генерального директора по экономическим вопросам ОАО «Ковровский электромеханический завод» В.Г. Семенов, депутат Госдумы Н.А. Останина, Президент корпорации «ЭлектрогорскМебель» А.И. Трошин, начальник управления планирования и экономического анализа Федерального агентства по тарифам П.А. Горкина, заместитель руководителя Росздравнадзора Е.А. Тельнова, член комитета Госдумы по бюджету В.Н. Федоткин, член комитета Госдумы по труду и социальной политике Н.В. Коломейцев, депутат Законодательного собрания г. Санкт-Петербурга А.П. Горлов, профессор МГУ А.И. Колганов, советник руководителя Федеральной антимонопольной службы Т.Н. Ткачев и др. Заместитель председателя законодательного собрания Владимирской области А.В. Бобров поблагодарил коммунистов за организацию «круглого стола», посвященного столь важной теме. Он высказал ряд предложений, в том числе по внесению изменений в закон о торговле и вопросу утилизации бытовых отходов.

В ходе обсуждения было отмечено, что сегодня меры по совершенствованию ценовой и тарифной политики носят несистемный характер. До сих пор не разработано целостной Концепции государственной ценовой и тарифной политики. Цены должны являться объектом постоянного внимания и регулирования со стороны государства.

По мнению участников «круглого стола», следует разработку и реализацию ценовой политики сосредоточить в едином ведомстве на уровне самостоятельного министерства или федеральной службы, которое объединило бы всю систему мер по торговой политике.

В принятой резолюции депутатам Госдумы рекомендовано рассмотреть законопроекты «о государственной политике цен и ценообразования», «о государственном регулировании закупочных, оптовых и розничных цен на товары, лекарственные препараты, услуги и тарифы», а также внести поправки в Гражданский и Уголовный кодексы РФ, в другие законодательные акты, устанавливающие ответственность за нарушение законодательства в сфере ценообразования.

Правительству было рекомендовано разработать Концепцию государственной ценовой и тарифной политики; единую государственную стратегию регулирования деятельности монополий; разработать и утвердить Методику установления закупочных, оптовых и розничных цен на товары, лекарственные препараты, тарифы и услуги предприятиями и организациями; сформировать Национальную (Федеральную) систему ценовой информации для обеспечения прозрачности и эффективности работы хозяйственной системы; принять постановление Правительства РФ по снижению уровня межотраслевого диспаритета цен. За резолюцию проголосовали единогласно при одном воздержавшемся.



Вернуться в раздел


Hosted by uCoz