Президент России провел совещание по энергоэффективности

2013-02-22 | Президент России провел совещание по энергоэффективности

30 сентября в Российском научном центре «Курчатовский институт» Президент России Д. Медведев провел совместное заседание Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики и президиума Совета по науке, технологиям и образованию. Основными темами стали меры по повышению энергоэффективности экономики, которые должны позволить снизить энергоёмкость ВВП не менее чем на 40 процентов к 2020 году. Перед началом заседания директор Курчатовского института Михаил Ковальчук ознакомил главу государства с основными проектами института в области энергосбережения.

Энергоэффективность и энергосбережение стоят на первом месте в ряду пяти приоритетных направлений работы Комиссии, среди которых также выделены ядерные и космические технологии, медицинские и стратегические информационные технологии. Эти направления были определены на первом заседании Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России 18 июня 2011 года и контролируются непосредственно Президентом. Главной задачей Комиссии, по мнению главы государства, является реализация типовых проектов по энергосбережению на производстве, в бюджетном секторе, в социальной сфере, жилищном секторе. Эту работу должна сопровождать масштабная информационная кампания, которая будет способствовать изменению моделей поведения и привычных подходов к использованию энергии в обществе.

На заседании Комиссии были рассмотрены шесть проектов по энергоэффективности и энергосбережению: «Считай, экономь и плати», «Новый свет», «Энергоэффективный квартал», «Малая комплексная энергетика», «Инновационная энергетика» и проект внедрения энергоэффективных технологий в госучреждениях.

Открывая заседание Президент России Д. Медведев сказал:

У нас уже четвёртое заседание Комиссии: как мы и договаривались, проводим их регулярно. И вот это четвёртое заседание посвящено проблемам энергоэффективности. Но сегодня мы работаем не просто в формате Комиссии, а в совмещённом варианте – Комиссия и президиум Совета по науке, технологиям и образованию. Может быть, это по проблеме, которую мы сегодня с вами будем рассматривать, имеет прямой резон; мы будем говорить, как я уже сказал, об энергоэффективности, и, конечно, огромная роль в этом процессе отводится научным разработкам. Рассчитываю, что и участники Комиссии, и члены президиума примут участие в обсуждении заявленной темы.

Я специально решил, чтобы у нас не было слишком большого объёма для обсуждения, только одну тему вынести на сегодняшнее заседание, потому что мы выносили по две, и получается очень жёстко. А в таком формате, надеюсь, мы сможем обсудить все необходимые вещи.

Я не буду пугать вас цифрами. По энергоэффективности цифры давным-давно всеми сказаны. У нас ситуация удручающая, ещё раз хотел бы это констатировать. Энергоёмкость валового внутреннего продукта в России в разы превышает показатели развитых стран. Потери в системе теплоснабжения – более 50 процентов.

Напомню, что задача по повышению энергоэффективности и снижению энергоёмкости на 40 процентов была поставлена одним из первых указов, которые были мною подписаны. По экспертным оценкам, Россия в состоянии решить эту задачу даже за счёт существующих передовых технических решений и наверстать отставание от развитых стран. Главное – этим заниматься не на бумаге, а по-настоящему, по-серьёзному.

В июле, после заседания президиума Госсовета, который тоже был посвящён этой проблеме, вышел целый ряд поручений по повышению энергоэффективности. Напомню, что срок по этим поручениям истекает в этом году, поэтому всё, что было запланировано, и всё, что поручалось, должно быть выполнено в установленные сроки. Речь идёт о подготовке целого ряда документов, разработке стандартов и так далее.

Принципиальное значение по этому вопросу имеет разработка необходимой нормативной базы, прежде всего закона о повышении энергоэффективности и энергосбережении, подзаконных актов, которые вытекают из этого документа. Законопроект в ближайшее время будет рассмотрен Государственной Думой во втором чтении. Я хотел бы, чтобы ответственные лица мне доложили, в каком состоянии сейчас находится законопроект, довольны ли мы его качеством, считаем ли мы его в достаточной степени конкретным и в то же время ориентирующим в будущее; есть целый ряд разработок в других странах – насколько мы их учли. Вот эти все вещи было бы желательно понять.

Безусловно, важно, чтобы развитие его положений сопровождалось современными техническими регламентами, пересмотром норм и правил, которые действуют в жилищно-коммунальном хозяйстве, в строительном комплексе. Все эти документы, которые необходимы для начала работы закона со следующего года, должны быть подготовлены до 1 декабря текущего года, как и было запланировано в рамках решений Госсовета. Жду доклад от присутствующих здесь на эту тему.

Главная задача Комиссии заключается в том, чтобы продавливать сложные решения, и я без всякого стеснения об этом говорю. В противном случае Комиссию не было бы смысла создавать: у нас есть Правительство, там много министерств и ведомств, которые свои задачи обязаны решать. Но с учётом того, что мы не со всеми задачами способны справиться, у нас огромное количество рутинных обязанностей, в которых все мы киснем, Комиссия как раз должна делать именно такую работу. В этой связи нам нужно реализовать несколько проектов, которые должны реально показать, как внедрять энергоэффективные технологии на уровне самых разных секторов экономики и социальной сферы. Речь идёт о бюджетном секторе, о промышленности, о социальной сфере, о жилищном секторе – так, как мы и договаривались. Стимул должен быть абсолютно или предельно простым: кто достигает более высокой энергоэффективности – платит меньше.

Эти проекты должны касаться системы учёта энергоресурсов, внедрения и производства энергоэффективных световых устройств. Нам сегодня нужно будет принять решение по поводу того, как мы их будем внедрять, – не забегая вперёд, но в то же время задавая такие стандарты, которые будут обязательны для нашей промышленности, с тем чтобы мы не оказались на свалке. Должны разработать типовые мероприятия для модернизации жилых кварталов, учреждений социального сектора. И такие проекты, если мы их подготовим, впоследствии должны тиражироваться повсеместно, потому что они должны иметь такое матричное значение.

Всей этой работе должна сопутствовать яркая информационная кампания – такая, как идёт во всем мире по этому поводу. Для этого нужно будет использовать все возможные информационные ресурсы, потому что задача заключается не только в том, чтобы найти деньги на эту программу, и даже не только в том, чтобы простимулировать промышленность, хотя и это очень сложно, но – что, может быть, ещё более сложно – изменить саму модель поведения, изменить привычные подходы к расходованию энергии. Такая тема, которая для многих из нас, может быть, не кажется столь важной, но, по сути, если мы сможем добиться здесь результата, это будет тектонический сдвиг в сознании. Отдельно остановлюсь на необходимости инновационных решений в сфере энергоэффективности. Сегодня здесь будет представлен ряд проектов. Мы только что, гуляя по институту, тоже посмотрели некоторые разработки. Они, конечно, хорошие, выглядят очень вдохновляюще. Основная их беда заключается в том, что их пока нигде нет. А это пока, в лучшем случае, опытные производства. У нас в прикладном плане пока это не работает. Нам нужно определиться с приоритетами, чтобы решить, каким из этих проектов должна быть оказана государственная поддержка.

Речь идёт и о биотопливе, я имею в виду конверсию возобновляемой растительной биомассы. Это та тема, в которой мы имеем свои заделы, но по которой не преуспели. Есть страны, которые, по сути, на карту поставили очень многое и достигли серьёзных успехов: я смотрел ряд интересных объектов в Бразилии, и в других странах этим занимаются. Идея, конечно, требует очень детальной отладки, но тем не менее важная для нашей страны. Речь идёт, конечно, и о создании сверхпроводящих кабелей для транспортировки, накопления и потребления энергии, речь идёт и о водородном топливе. И ещё один важный момент. Модернизация науки должна идти в тесной увязке с технологической модернизацией. Это одинаково полезно и науке, и экономике, и промышленности – в конечном счёте, всей стране.

К этому заседанию, как я понимаю, Академия наук подготовила целый свод материалов по отдельным направлениям технологического прорыва. Мне тоже хотелось бы понять, что предлагается. Думаю, что президиум Совета по науке может доложить о той совместной работе, которая могла бы вестись в рамках Совета и Комиссии. Надеюсь, что об этом тоже услышу несколько слов.

***

По итогам совместного заседания Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики и президиума Совета по науке, технологиям и образованию помощник Президента А. Дворкович сделал следующие комментарии:

А.ДВОРКОВИЧ: На заседании Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России и президиума Совета по науке, технологиям и образованию принято несколько решений. Первое. Утвердить шесть проектов в сфере энергоэффективности.

Это проекты, которые связаны с установкой приборов учёта, которые позволят людям, занимающимся энергосбережением, платить меньше, чем тем, кто этим не будет заниматься. Это проект, связанный с заменой световых приборов, – «Новый свет». Речь идёт об энергоэффективных Уличных светильниках и другом световом оборудовании как в домах, так и на промышленных предприятиях, в учреждениях.

Третий проект – это проект «Энергоэффективный квартал», который связан с модернизацией целых микрорайонов и небольших городов с тиражированием этого опыта в последующем на всю территорию страны.

Четвертый проект – это энергоэффективные технологии в государственных учреждениях, прежде всего в поликлиниках, школах и больницах.

Пятый проект – это «Комплексная малая энергетика». Речь идёт о замене неэффективных старых технологий теплоснабжения на новые небольшие объекты, связанные с применением газовых турбин. Для нас это актуальная технология, и наработки в этом плане есть.

И, наконец, шестое – это инновационные, прорывные проекты, связанные в том числе со сверхпроводимостью, использованием биотоплива, а также дополнительно будут проработаны вопросы по солнечной энергетике и по водородной энергетике.

Также будут проводиться федеральные и региональные конкурсы, направленные на выявление лидеров в этих сферах и на распространение наилучших практик. Кроме того, в рамках готовящегося закона по энергоэффективности будет принят ряд решений, которые позволят стимулировать бизнес, людей к тому, чтобы применять энергоэффективные технологии, а также по развитию рынка услуг в этой сфере. Речь идёт о том, что в ближайшие 3–4 года мы должны создать такие условия, при которых будет выгодно применять новые технологии, при которых будет выгодно потреблять ровно столько энергии, сколько необходимо для того, чтобы жить комфортно, нормально, и для того, чтобы производить, если говорить о бизнесе, высококачественную продукцию и услуги.

И, наконец, последнее. В ближайшее время будет развернута информационная кампания, направленная на объяснение тех действий, которые будут предприниматься на федеральном и региональном уровнях, с тем чтобы в дальнейшем у людей было ощущение и понимание того, что действительно является эффективным, какие моменты нужно учитывать в своём поведении и что это действительно выгодно, что это не ведёт к снижению уровня жизни, а напротив, ведёт к повышению качества жизни и к повышению производительности труда, а значит, и более высоким темпам роста заработной платы.

ВОПРОС: Аркадий Владимирович, а какие средства предусмотрены на эту информационную кампанию? И второй вопрос – по поводу поручений, данных на Госсовете. Там были названы сроки выполнения их – к 1 декабря. Вот сейчас есть какие-то промежуточные итоги, есть шанс, что к 1 декабря действительно все эти поручения будут выполнены?

А.ДВОРКОВИЧ: Основные бюджетные средства будут предусматриваться на внедрение технологий учёта. Также будет стимулироваться замена осветительного оборудования. Здесь речь идёт, прежде всего, о кредитных ресурсах. Кроме того, средства будут тратиться на прикладные исследования и на внедрение в производство прорывных продуктов.

Что касается информационной кампании, то это минимальные затраты, которые измеряются миллионами рублей, максимум десятком миллионов рублей. Это небольшие средства по сравнению с общими объёмами расходов на эти цели.

Что касается сроков реализации плана подготовки нормативных актов, закон должен быть принят в осеннюю сессию. К моменту принятия закона и его опубликованию должны быть готовы все те подзаконные нормативные акты, которые нужны для реализации закона с 1 января 2011 года. Это несколько десятков нормативных актов. Остальные акты будут приняты в течение 2011 года.

ВОПРОС: А на заседании в итоге удалось разрешить разногласия, которые есть в Правительстве, по поводу продвижения законопроекта в Думу?

А.ДВОРКОВИЧ: Из тех шести или семи замечаний, которые высказал вице-премьер Министр финансов Алексей Леонидович Кудрин, по двум замечаниям сразу были даны разъяснения. Я думаю, что они могут считаться урегулированными. По остальным замечаниям в течение недели должна быть проведена работа по снятию разногласий и доложено Президенту о завершении подготовки законопроекта ко второму чтению.

ВОПРОС: Когда он будет принят?

А.ДВОРКОВИЧ: В осеннюю сессию Государственной Думы. Второе чтение должно, безусловно, состояться в октябре.

ВОПРОС: Скажите, вот обсуждалось, что в законе будет заложено такое понятие, как контроль импортных энергосберегающих ламп. Насколько я помню, уже довольно давно обсуждается создание совместных предприятий по таким лампам. Вот этот вопрос как-то затрагивался?

А.ДВОРКОВИЧ: В докладе Министра экономического развития был обозначен приоритет развития производства энергоэффективных ламп на российской территории, в том числе, естественно, в партнёрстве с зарубежными компаниями, которые имеют соответствующие наработки, хотя в России есть и свой опыт. Я думаю, что мы в те сроки, которые поставлены для замены ламп, сможем это производство развернуть.



Вернуться в раздел